суббота, 6 февраля 2010 г.

"Мне бы в небо", где чемодан не отягощают отношения.

Дамы и господа, кинокомпания Paramount Pictures и Dreamworks Pictures рады приветствовать Вас на борту нашего лайнера под названием "Мне бы в небо". Вашим личным бортпроводником будет Джордж Клуни. Время полета 109 минут, просьба пристегнуть ремни. Приятного полета!



Шесть лет назад Джейсон Рейтман захотел экранизировать книгу Уолтера Кирна "Мне бы в небо". Эта история основана на реальных событиях и родилась из случайной встречи писателя с человеком, который 300 дней в году проводит в разъездах. Рейтман начал писать сценарий сатирической комедии о человеческой разобщенности (Facebook, Twitter или русский Вконтакте - у вас тысячи друзей, но ни с кем из них вы не видитесь), и о парне, который впервые в жизни ощущает хоть какую-то общность с другим человеком. Но шло время, взрослел режиссер, в сценарии появлялись новые персонажи и события, а в мире настал экономический кризис. Внезапно то обстоятельство, что главный герой зарабатывает на жизнь увольнением людей, вместо их работодателей, вышло на первый план и в корне изменило историю. Режиссер уже не мог снимать сатиру наподобие фильма "Здесь курят", всё стало настолько реальным, что пришлось вносить коррективы. В книге не было ни Алекс (её играет Вера Фармига), которая нравится главному герою Райану (Джордж Клуни), ни Натали (Анна Кендрик), его молодой коллеги, ни великолепной аллегории с чемоданом. Книга рассказывала о человеке, который теряет, а фильм - о человеке, который находит.

Как режиссеру и сценаристу, Джейсону Рейтману интересны неоднозначные и глубокие социальные проблемы - будь то случайно забеременевшая школьница (фильм "Джуно", получивший Оскар за лучший оригинальный сценарий) или увольнения людей. "Я делаю фильмы, чтобы задавать вопросы, которые мне интересны, а не давать ответы на них" - говорит Джейсон Рейтман.
Чтобы быть до конца честным в своём фильме режиссер решил использовать документальную съемку. Было размещено объявление в газете в разделе "Требуется помощь" - о том, что снимается фильм и нужны люди, которые согласны говорить на тему увольнений. Съемочная группа получила море откликов, документальные сцены получились безыскусными, натуральными, искренними. Люди рассказывали о том, что чувствовали, как происходило их увольнение и как изменилась после этого жизнь. В фильм "Мне бы в небо" вошло 25 из 60 отобранных документальных эпизодов.

Мать твою, кто ты такой? 
Райн Бингэм, герой фильма "Мне бы в небо" - "вестник судьбы", мастер своего дела, который освобождает работников от их обязанностей, при этом выслушивает, подбадривает и утешает. Все вокруг твердят - какая ужасная работа, день за днем увольнять людей, - но Райан делает это профессионально, уверенно и ни о чем не жалеет.
Мы мало что знаем о прошлом героя, нам показывают человека уже живущего "в полете", "в небе". Он не замечает одиночества, оно вошло в привычку. Выверенные, четкие движения при прохождении таможенного контроля на границе земного государства и параллельного измерения, его мира, мира дешевых суши, отельных номеров, машин на прокат, удобных самолетных кресел и добровольного изолирования, окруженного людьми. Мир, в котором уволить человека можно через интернет, а распрощаться с подружкой и заявить об уходе с работы -  в смс.

Философия Райана - это легкий чемодан. Он -  акула, которая живет одна и для себя. Удобно никого не иметь, ведь семья не поместится в чемодан (если только это не фотография из картона), а ценность брака невозможно доказать, его ведь нельзя продать. Но философия подвергается переосмыслению, когда в жизни Райана появляются две женщины: Алекс, тоже жительница небесной параллели, и вся правильная Натали, коллега по работе, которой Райан показывает специфику их профессии. А ещё это свадьба сестры на горизонте - в семье, где Райан скорее гость, чем полноценный родственник.  
Хэппи-энда не будет, не надейтесь. Автор приведет героя в начало пути. Человек, который увольняет людей, уволен из жизнь. Судьба это или собственный выбор Райана - вам предстоит узнать в конце истории. 

Если сравнивать Джейсона Рейтмана с кем-то из российских режиссеров, то его фильмы похожи скорее на трагикомедии Рязанова. Драма, показанная через смех, действует внушительнее простой трагедии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий